А.С. Бессараб
Творчество И.П. Бороздны в оценке В.Г. Белинского
И.П. Бороздна – поэт пушкинской поры, автор нескольких стихотворных сборников («Опыты в стихах», «Лира»), забытый литературоведами. Возможно, одной из причин этого стали высказывания о нём В.Г. Белинского, оценка которого во многом формировала вкусы читающей аудитории. Критик не подвергал произведения Бороздны тщательному анализу, однако в статьях неоднократно встречаются высказывания, позволяющие увидеть отношение Белинского к его творчеству. В 1938 г. был издан «Карманный песенник» – сборник стихотворений под редакцией М.Д. Суханова, вызвавший негативный отзыв Белинского, возмущённого многочисленными опечатками, искажающими смысл стихотворений, отсутствием имён авторов, отбором материала для издания, содержащего стихотворения классиков, старинные романсы, словом, «всё – даже стихотворения Бороздны». Для критика серьёзный недостаток сборника – соседство в нём стихотворений признанных поэтов «с плоскими виршами старинных и новых стихоплетов», одним из которых был, по его мнению, Бороздна.
Об отсутствии у Бороздны поэтического дара Белинский заявил и в статье «Русские журналы» (1839). Оспаривая статью в «Сыне отечества», где Бороздна был причислен к поэтам, обладающим «дарованием бесспорным», Белинский возражает: «Каково? – Имена кн. Одоевского, Лажечникова, Вельтмана, Вронченко – не только наряду с именами молодых людей <…>, подающих большие надежды, но и наряду с именами г-д Соколовского, Якубовича, Бороздны!». Этим же пафосом проникнута статья об «Одесском альманахе», издававшемся в Одессе в 1839–40 гг. Бороздна причисляется к числу стихотворцев, которые «считают себя поэтами», поэтами не являясь.
В статье о сборнике «Молодик» (1843), издававшемся И.Е. Бецким в Харькове, Белинский отмечает провинциализм стихотворений Бороздны, которые для невзыскательной публики «хороши только тем, что они стихи, а не проза». Единственное без негативного оттенка упоминание о Бороздне у Белинского – в статье о «Русской беседе» (1841) – собрании сочинений, изданном «с благородной целию» – в пользу издателя Смирдина. Перечисляя авторов и упоминая среди них Бороздну, критик утверждает, что сборник «разнообразен и занимателен». Как и в наше время, в середине XIX в. Бороздна считался литератором второго ряда, однако немногочисленные негативные оценки Белинского всё же не могут составить бесспорную характеристику поэта и не должны исключать современного прочтения его произведений.