Э.Г. Шестакова
доктор филологических наук
Литературное начало в реалити-шоу
Реалити-шоу быстро, разнонаправлено развивается в современном мировом культурном пространстве, создавая свой собственный сильный, объемный мир реалити. Развитие и проникновение в глубины культуры реального шоу предельно дивергентно по своей сущности. В этом изначально сложном и агрессивно-бестактном процессе возможно выделить несколько доминирующих тенденций, одной из них, и наиболее сильной, является все больший синтез, даже сращение реалити-шоу и литературного начала. При этом литературное начало в мире реалии-шоу реализуется в двух основных разновидностях: активное использование ведущих мировых словесно-культурных мотивов, а также максимальная активизация и эксплуатирование произведений собственно индивидуально-авторской литературы. Особенности проявления авторской художественной литературы нас интересуют в этом докладе.
Так, в европейских реалити-шоу индивидуально-авторское литературное начало, которое должно прочитываться и восприниматься большинством реципиентов, проявляется в виде:
1. открытого и демонстративного использования хорошо известных произведений классической и новейшей элитарной европейской литературы. Например, пьеса Б.Шоу «Пигмалион» положена в основу великобританского матричного шоу «От босячки до леди» и его украинского варианта «Від пацанки до панянки». Украинским героиням, в отличие от английских, в самом начале игры демонстрировали английский фильм по пьесе Б.Шоу с комментариями учителей школы. К этой же тенденции возможно отнести воплощение знакового романа Д.Дефо «Робинзон Крузо» (матричное реалити-шоу «Робинзоны» и его национальные варианты), а также ряд романов-антитутопий. Это, безусловно, произведение Дж.Оруэлла «1984» («Большой Брат» и его национальные варианты, «Голод») и Г.Голдинга «Повелитель мух» (одноименное реальное шоу «Повелитель мух»);
2. преднамеренного развития хорошо известных литературных сказочных мотивов, образов и тем. Например больше и активнее всего в европейском массмедийном пространстве используются вариации сказок Ш.Перро «Золушка» и Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок», в основе которых лежит идея качественной эстетической трансформации героев и мира вокруг них. Это известные шоу «Царевна-лебедь», «Снимите это немедленно!»;
3. обыгрывания текстов и сюжетных ходов классики детективной литературы. Например, пользуется популярностью детективно-семейное реалити-шоу «12 негритят», в основу которого положен одноименный роман А.Кристи. Однако реалити-шоу не просто расследует любые детективные истории, а те, которые связаны с семейными и любовными изменами;
4. воплощения и разыгрывания разнообразных моментов и перепитий из известнейших авантюрно-приключенческих романов массовой литературы. Например, Берроуза о приключениях Тарзана или же Сержа и Анны Галлон о похождениях Анжелики. Это реалити-шоу типа «Последний герой», «Остров соблазнов (искушений)», «Красавицы и умники» (украинский вариант «Гламурні штучки та заучки»);
5. уловление и со-развитие с новейшими тенденциями становления мировой литературы, в которой развивается в духе «магического реализма» «кулинарный роман». Это реалити-шоу «Званый ужин», «Адская кухня», «Повар на дому». Сращение индивидуально-авторского начала и начала реалити-шоу породило кулинарный литературный бестселлер, по которому уже снят фильм.