Ю.В. Чимирис
Эволюция взглядов А.С. Суворина на роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
Суворин, любивший Россию, оставаясь преданным сыном и патриотом своей родины, был благодарен Толстому за создание в «Войне и мире» патриотического настроения, однако не сразу сумел по достоинству оценить «Анну Каренину», дав роману крайне низкую оценку. Суворин цитирует отклики критиков из «Русского мира», «Санкт-Петербургских Ведомостей», «Общества любителей», которые выступили с положительными отзывами о романе Толстого, и настаивает, что все они заблуждаются в своих оценках, не рассмотрев «всей пошлости и дрянности выведенных типов» в этом романе.
Суворин считал свой взгляд на роман «Анна Каренина» достаточно обоснованным и правильным, полагал необходимым дать развернутую характеристику этому произведению, поскольку значение Толстого для русской литературы и его влияние на нее было огромным. Восприятие Сувориным Толстого было противоречивым и непоследовательным. С одной стороны, восхищение Суворина вызывал художественный талант писателя, особенно проявившийся в «Войне и мире». С другой стороны, Суворин с трудом понимал теории Толстого, его духовные искания. Не понимая их, он не решался публично критиковать их. Но когда меняющиеся взгляды Толстого отражались в его произведениях, Суворин пытался протестовать, ища соответствия между тем, что Толстой проповедовал, и тем, что выражалось в его художественном творчестве. Думается, именно это и стало причиной изменения точки зрения Суворина на роман «Анна Каренина». Когда Суворин взглянул на него не с точки зрения утилитарной пользы, а как на результат творчества, он сумел по достоинству оценить художественные прозрения Толстого.
Если изначально Суворин считал, что все в романе построено главным образом вокруг темы любви и в этом видел существенный недостаток романа, то уже спустя два года утверждал: литературное произведение может стать общественно значимым, даже не касаясь социально-экономических вопросов, а лишь отражая внутренний мир героя. В «Новом времени» Суворин публикует статью и письмо о Толстом, посвященные «Анне Карениной», в которых не побоялся отречься от своих прежних оценок романа и оказался способен оценить его более взвешенно.