О.В. Тимченко
Удвоение действительности как способ анализа психологии героя
литературного произведения (на материале драмы «Путник» В.Я. Брюсова)
В.Я. Брюсов известен, как поэт, критик, переводчик, прозаик, драматург, теоретик литературы ХХ века. Несмотря на то, что в последние десятилетия литературоведы проявляют значительный интерес к исследованию творчества В.Я. Брюсова: С.И. Гиндин, А.К. Нижеборский, Э. Даниелян и другие, вне сферы интересов ученых оказалась драматургия писателя, чем и обусловлен выбор темы нашего исследования.
На наш взгляд, особого внимания заслуживает одноактная пьеса-психодрама «Путник», которая продолжает ведущую линию книги «Ночи и дни» – создание образа «современной женщины». В произведении мы можем наблюдать тему удвоения действительности.
Как известно, принцип удвоения действительности был основой символистского миросозерцания. Из надежного, логичного, единого для всех мир становился алогичным. В него добавлялось новое бессознательное, мистическое измерение. Так, конфликт пьесы заключается в противостоянии двух миров – реальной рутинной жизни российского захолустья, в котором дочь лесника может ожидать только невеселая судьба, и мира мечтаний и надежд Юлии, пусть они возникли по ассоциациям с бульварными романами. Использование художественного принципа «удвоение действительности» обращает на себя внимание, т.к. мир фантазии наделяется той же степенью реальности, что и действительный мир.
В финальном монологе достигается наиболее полное психологическое раскрытие образа героини, отражается стремление автора «всмотреться в особенности психологии женской души». Монолог превращается в сжатый пересказ длинной цепи событий, которые вполне могли бы произойти в реальности. Мгновенно вспыхнувшее чувство, желание принести себя в жертву, готовность к тому, что утром возлюбленный, Путник, легко оставит ее и пойдет своей дорогой, - все эти оттенки переживаний звучат в настоящем потоке эмоций. С другой стороны в пьесе намечается и скрытая взаимосвязь между бурным порывом чувств Юлии, угасанием и смертью Путника. Как отмечает Э. Даниелян, В.Я. Брюсов сумел наглядно показать, что если весь мир замещается любовью, то человек выпадает из времени, из жизни. С нарастанием страсти у девушки уходит жизнь из Путника, и если весь смысл жизни в любви, то человеку («путнику» в жизни), образно говоря, «некуда идти».
Таким образом, через раскрытие психологического портрета героев, В.Я. Брюсову удалось показать, как объективный мир вытесняется субъективным, со всей свойственной последнему произвольностью.
Литература
1. Баюн О.В. Творчество В.Я. Брюсова в контексте символистской поэтики. – Рус. яз. и лит. в учеб. завед. – 2003. - № 6. – С. 16-20.
2. Гиндин С.И. Валерий Брюсов // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). – Кн. 2. – М., 2001. – С. 5-12.
3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Флинта, Наука, 2000. – 248 с.
4. Неизвестный Брюсов (публикации и републикации). – Ереван: Лингва, 2005. – 444 с.
5. Нижеборский А.К. Проблема символа в гносеологии русского символизма (В. Брюсов, А. Белый): Дис. … кан. фил. наук. – М., 1982. – 200 с.
6. Советский энциклопедический словарь / Глав. ред. А.М. Прохоров / С 56 3-е изд. / М.: Сов. Энциклопедия, 1984 – 1600 с., ил.
7. Страшкова О.К. Творческие замыслы и свершения В. Брюсова – драматурга (по архивным материалам) // Сборник материалов Международной научной конференции Брюсовские чтения (Кавминводы, 2009). – Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 2009. С. – 50-66.
Аннотация
О.В. Тимченко
К вопросу об изучении сатирической драмы «Красная шапочка» В.Я. Брюсова
В статье предпринята попытка сделать литературоведческий анализ сатирической драмы В.Я. Брюсова «Красная шапочка». Отметили, что конфликт пьесы построен на бытовом материале, который реализуется в системе чередующихся действий и событий. Проанализировали роль кольцевой композиции и интертекстуальных связей в произведении. Выделили сюжетные элементы, в которых выражается трагический пафос пьесы. Доказали, что построение образной системы вносит единство и целостность в разнородные по составу композиционные элементы произведения. Актуализировали внимание на том, что, на наш взгляд, перспективным может быть изучение как опубликованных, так и неопубликованных драматических произведений В.Я. Брюсова, которые позволяют осмыслить значимость его творческого наследия.
Анотація
О.В. Тимченко
До питання про вивчення сатиричної драми «Червона шапочка» В.Я. Брюсова
У статті проводиться літературознавчий аналіз сатиричної драми В.Я. Брюсова «Червона шапочка». Відзначили, що конфлікт п'єси строїться на побутовому матеріалі, який реалізується в системі дій та подій, що чередуються. Проаналізували роль кільцевої композиції та інтертекстуальних зв'язків у творі. Виділили сюжетні елементи, в яких виражається трагічний пафос п'єси. Довели, що побудова образної системи вносить єдність і цілісність у різнорідні за складом композиційні елементи твору. Актуалізували увагу на тому, що перспективним може бути вивчення як опублікованих, так і неопублікованих драматичних творів В.Я.Брюсова, які дозволяють осмислити значущість його творчої спадщини.
Summary
O.V.Timchenko
To a question on studying of a satirical drama "Little Red Riding Hood" by V.J. Bryusov
In the article an attempt to make literary analysis of a satirical drama of V.J. Bryusov "Little Red Riding Hood" is undertaken. Have noticed that the play conflict is constructed on a household material which is realised in system of alternating actions and events. Have analysed a role of a ring composition and intertextual connections in the work. Have allocated plot elements in which tragical pathos of the play is expressed. Proved that construction of figurative system brings unity and integrity in diverse on structure composite elements. Updated the attention to the fact that, in our opinion, studying both published can be the perspective, and V.J.Bryusov's neopublished drama products which allow to comprehend the importance of its creative heritage.
Статья прорецензирована и рекомендована к печати доктором филологических наук, профессором Кочетовой С. А.