Е.А. Прокофьева
Осмысление истории в смене культурных эпох
Объект исторической науки – прошлое человечества – в принципе невоспроизводим. Но возможно художественно воссоздать социальные процессы, противоречия и столкновения, передать их причины, движущие силы и последствия. Раскрытие смысла, вектора, масштаба событий и явлений, как отдаленного прошлого, так и недавних (но уже отмеченных современниками в качестве жизненно выдающихся или государственно определяющих, важных, весомых) происходит благодаря произведениям литературы и искусства, относящихся к историческому жанру. Основная его задача – «не только установление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение», – говорит «Литературная энциклопедия терминов и понятий» (М., 2001, стлб. 325). Потому сочинения, посвященные происшествиям или персоналиям прошлого, которые сделалась значимыми социальными явлениями, отражают взаимосвязь минувших времен и современности.
Основное предназначение исторических произведений – адекватное, логичное, понятное постижение бытия через художественное превращение прошлого в настоящее и будущее. Возникновение, развитие, движение исторического жанра в литературе, как и в искусстве, обусловливаются целым рядом взаимосвязанных критериев. В их роли выступают: изменяющиеся исторические, историографические и историософские воззрения, достижения исторической науки, обостряющиеся общественные конфликты, рост национального самосознания. Эти социальные сдвиги активизируют стремление метафорически, в художественной форме отобразить (для осмысления или переосмысления) универсальные культурные идеалы, выработанные ушедшими эпохами. «В истории существенно только одно – способность человека вспоминать, а тем самым и сохранять то, что было, как фактор грядущего», – полагает К. Ясперс в работе «Смысл и назначение истории» (М., 1991, с.253).
Эта способность истории актуализироваться в постижении ее современностью придает особую ценность историческому жанру. «Время имеет для человека неповторное значение историчности, тогда как существование по своей природе – лишь постоянное повторение одного и того же, оно меняется бессознательно и на огромном протяжении времени», – продолжает мысль К. Ясперс. Художественное осознание таких изменений или движений – цель исторического жанра. При ее достижении человеческое существование в качестве истории становится объектом творческого обобщения и предметом непрестанного, глубокого размышления о бытии.