Ю.С. Колбенева
Идейная направленность пьесы Екатерины II “Обольщенный”
Екатерина не придавала большого значения своим литературным трудам. Взяться за перо ее побуждали скорее педагогические цели. Ее пьесы писались с морализаторской целью. Она хотела обратить внимание общества на его пороки – слепую привязанность ко всему иностранному, грубость, безнравственность воспитания, лесть, клевету и интриги.
Одной из самых удачных она считала пьесу «Обольщенный». Эта комедия пользовалась успехом у публики в большой степени из-за того, что сюжет ее заимствован из действительности, а характеры срисованы с живых лиц. Несмотря на примитивность и предсказуемость сюжета, практически полное отсутствие интриги, проблематика комедии многогранна и включает в себя несколько видов конфликта: морально-этический, любовный и конфликт поколений. Последний представлен в пьесе путем противостояния двух сил: старшего и молодого поколения, однако их разделяет не возраст, а различное отношение к действительности и к идеям просвящения в частности. Эти конфликты тесно связаны между собой и развиваются в комедии параллельно, отражая влияние «новых» идей на все сферы жизни русского дворянства 18 века.
В пьесе «Обольщенный» представлен субстанциальный конфликт, который не может быть разрешен силами отдельных персонажей, а лишь путем долгих преобразований в обществе. Образная система комедии довольно примитивна. Всех персонажей можно с легкостью поделить на «строго положительных» и «строго отрицательных». Характеры персонажей представлены в статике. На протяжении всего развития сюжета приверженцы того или иного лагеря остаются верны своим идеям, и какая-либо динамика развития характеров героев, переосмысление моральных ценностей, смена жизненных ориентиров отсутствует. «Обольщенный» является нравоучительным произведением, сродни басне, в которой главное – мораль, вывод, к которому должен прийти зритель.