Говорун Е.В.

Творчество Н.Д. Хвощинской глазами К.К. Арсеньева

 

Статья К.К. Арсеньева «В. Крестовский (псевдоним)», напечатанная в журнале "Вестник Европы" (1885 г., № 1-3), посвященная Н.Д. Хвощинской, по мнению В. И. Семевского, – самая обширная критическая статья, охватывающая почти всю литературную деятельность писательницы.

Критик подробно проанализировал произведения с точки зрения их соотнесенности с эпохой (проблематики и тематики), "внешней формы" (подбора образов, построения фраз). Он  говорил о Хвощинской как об оригинальной писательнице, в начале и в конце статьи подчеркнул, что ни до нее, ни после ни одна женщина в области изящной литературы не была столь известна, и поставил её имя рядом с именами таких западно-европейских писательниц, как Ж.Санд, Кёррер-Бель, Джорж Элиот.

Анализируя прозу Н.Д. Хвощинской, А.А. Арсеньев коснулся отражения темы униженных и оскорбленных, выделил отдельные группы фигур (типы): распускавших сплетни,  сбившихся с прямой дороги, пострадавших от несчастной любви, страдающих из-за неустроенности жизни и общества; критик назвал также тему, к которой писательница возвращалась неоднократно и неслучайно – горечь и вместе с тем неизбежность личных воспоминаний. По мнению критика, нигде талант писательницы не раскрывался так полно, как в некоторых небольших, но цельных и глубоких этюдах: «В дороге» (1854), «Из связки писем, брошенной в огонь» (1857), «Недописанная тетрадь» (1859). Однако, считает Арсеньев, писательница не создала такие художественные образы, которые были бы в одно и то же время типичным и индивидуальными. К.К. Арсеньев отметил, что её проза написана языком, лишенным образности, яркости и силы и что внешняя форма произведений никогда не приближалась к той вершине, которую достигали великие мастера слова.

Общим фоном для большинства фигур, изображенных писательницей, служила картина провинциального общества. К.К. Арсеньев высказал предположение, что провинция сороковых годов была для Н. Хвощинской не предметом случайных наблюдений, а чем-то более близким, и что будущему биографу и критику предстоит раскрыть внутреннюю связь, существующую между творчеством писательницы и ее жизнью, воспитанием, обстановкой.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional