Гетман Ю.С.
Отображение эпохи Василия II в драме Д.В. Аверкиева «Темный и Шемяка»
В 1870-х годах Д.В. Аверкиев был сотрудником журнала «Русский Вестник». Там же была опубликована его драма «Темный и Шемяка». Произведение Д.В. Аверкиева «Темный и Шемяка», написанное в 1872 г., посвящено периоду правления одного из наиболее противоречивых деятелей средневековья – великому князю Василию Васильевичу Темному. Пьеса была поставлена 17 декабря 1872 в бенефис Г.Н. Федотовой в Московском Малом академическом театре России. Эта тема заинтересовала драматурга не случайно. Вероятно, Аверкиева привлекла возможность воссоздания событий Шемякиной смуты, духа времени, характеров русских князей. В пьесе Аверкиев показывает, что самодержавие может играть прогрессивную роль в историческом процессе, способствовать объединению государственной территории и сплочению разрозненных феодальных земель в единое государство.
Эта тема, как известно, уже привлекала внимание русских писателей. Так, в романе «Клятва при гробе господнем», Н.А. Полевой стремился показать развитие народного начала в истории и отмечал важность изучения внутренних закономерностей исторического развития государства.
Между тем, пьеса Д.В. Аверкиева занимает в этом ряду особое место. Драматург как и его предшественники привносит в разработку исторического сюжета свой жизненный и творческий опыт, свой особый подход к историческому материалу и фактам, явлениям литературной жизни. Пьеса создавалась в период важных идеологических перемен, повлекших за собой стремление к осмыслению истории России и ее судьбы, обращение к традициям, накопленным русской историографией и литературой.
Материалом для написания трагедии «Темный и Шемяка» послужила «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Аверкиев разделял с Карамзиным интерес к событиям, определившим судьбу русского государства и к нравственному облику исторических деятелей. Несомненным достоинством произведений драматурга, в том числе и пьесы Темный и Шемяка», является принцип, который можно передать словами Карамзина: «<…> История не терпит вымыслов, изображая, что есть или было, а не что быть могло». Аверкиев, как и Карамзин осуждает несправедливых государей, а тех, кто обладает положительными качествами, ставит в пример. Аверкиев не верит в скорую революцию, благополучие для государства видит в мудром монархе, т.е. «добром царе».
В 1832 г. вышел роман Н.А. Полевого «Клятва при гробе господнем». Основой для произведения послужила «История русского народа», написанная им самим Стремление к достоверному отображению событий, поучительному рассказу о прошлом сближает Н.А. Полевого с Д.В. Аверкиевым. В оценке личности Васили Темного Д.В. Аверкиев сходится с мнением Н.И. Костомарова, который считал, что зрячий, Василий II был жестоким, несправедливым государем.
В драме Аверкиева большое значение имеет тщательная обрисовка психологического портрета, изображаемые герои неоднозначны, к ним не применимы абстрактные моральные оценки. В драме «Темный и Шемяка» прослеживаются философские и нравственные убеждения Д.В. Аверкиева. Исторической трагедия «Темный и Шемяка» отображает широкий круг социальных проблем. В пьесе Д.В. Аверкиев затрагивает тему нравственности. Он показывает, что отдельная человеческая жизнь может быть пустяком, который легко принести в жертву. Но, ни высокая идея, ни личная польза, ничто не может оправдать убийство, ведь оно влечет за собой тяжкие последствия. Нет ничего дороже человеческой жизни, данной Богом. Василий Темный поплатился за совершенный в порыве гнева поступок. Неразборчивый в средствах для достижения цели, Шемяка, был отравлен по приказу ненавистной ему княгини Софьи. Произведение отличается целостностью, глубиной раскрытия образов, их завершенностью. В борьбе за великокняжеский стол Василий Косой, Дмитрий Шемяка, Василий Темный становятся, по сути игрушками в руках интриганов – боярина Никиты, Ольги Шемяки и Софьи Витовтовны, – оказываясь, в какой-то мере, жертвами их амбиций и тайных замыслов.
Аверкиев представляет свое понимание важных событий истории государства. Драматург чрез изображаемые события, их трактовку, извлеченных из них уроков, создает идеальную в его понимании историческую модель. Автор так же затрагивает тему выбора между добром и злом. Может ли человек самостоятельно определить, что есть добро и зло, к чему приводит выбор той или иной позиции. Аверкиев изображает эгоистичных и меркантильных людей, поступками которых руководит расчет и жажда выгоды.
Персонажи пьесы – конкретные исторические личности. Например, Бунко встречается в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. О нем так же упоминается в романе Н.А. Полевого «Молитва при гробе господнем». Княгиня Марья Ярославна, дочь Серпуховского князя Ярослава Владимировича, была сослана вместе с мужем Василием Темным в Углич. Владыка Иона, поддерживавший Василия II в борьбе с Шемякой. В пьесе так же упоминается боярин Иван Яковлевич Салтык, князь Можайский, захвативший Москву в отсутствие князя Василия.
Д.В. Аверкиев сознательно избегает характеристики героев, рассчитывая на осознание читателем и зрителем духовного контекста эпохи. Василий Темный потратили значительную часть жизни на борьбу за власть. Феодальная распря в трагедии является не только объектом художественного изображения, сколько подходящим поводом для выражения авторской позиции. В итоге, справедливость восстанавливается, и Василий Темный продолжает свое правление, отмеченное рядом достижений и государственных преобразований. На примере правления Василия Темного и борьбы за власть Дмитрия Шемяки Аверкиев хотел предостеречь от подобных ошибок своих современников.