Бессараб-Аблялимова Н.А.
«Женские характеры» «Войны и мира» в критике М.К. Цебриковой
(на материале статьи «Наши бабушки»)
В 1868 г. на страницах «Отечественных записок» (№ 3) появилась первая литературно-критическая статья М.К. Цебриковой «Наши бабушки», которая стала одним из ранних откликов на роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Последовательно «вынимая» из произведения характеры и сопоставляя их с личными прогрессивными представлениями об умной, нашедшей свое место в обществе женщине, М.К. Цебрикова включается в острую полемику по поводу «женского вопроса».
Характер первый − очаровательная княгиня Болконская, «дитя-куколка», как называет ее М.К. Цебрикова. Ни одна серьезная мысль не мелькает в ее светлых глазах, ни один вопрос о «значении жизни» никогда ее не занимал. Избалованная светом, она страдает только по поводу отсутствия поклонников, и если бы пришлось выбирать между любовью мужа и светскими утехами, скорее была бы огорчена отсутствием последнего.
Крайняя ей противоположность − княжна Марья.
М.К. Цебрикова отмечает в ней глубокую натуру, не испытывающую наслаждения от балов и нарядов, способную пренебречь привилегиями, но чувство долга, страха и покорность своенравному отцу подавляет желание жить свободно. Марья Болконская несет бремя гнета и однообразной жизни.
Симпатии критика вызывает Наташа Ростова: «богиня, энергическая натура», она очаровывает Бориса, князя Андрея, Пьера Безухова. Наташа умна, кокетлива, но это не привычные наигранные «светские ужимки» в целях очаровать богатого жениха, а свойство ее детской души. Она единственная обладает чутким сердцем, что может заменить женщине ум и знание жизни. Казалось бы, перед нами гармоничное единство авторского замысла и представлений критика об истинной женской сущности, но и характер Наташи не удовлетворяет М.К Цебрикову полностью: «Кроме любви, у нее нет ничего».
Исследуя женские образы романа, критик не находит ни одного, который бы выходил за рамки патриархальных стереотипов, и призывает современное поколение вступить на путь свободной деятельности и равноправия, встретив «горькой усмешкой» развращающее влияние «зависимости» − наследство «наших бабушек» и «матерей».