Баранская Е.М.
кандидат филологических наук
Я.П. Полонский в критике современников
Я.П. Полонский – «непосредственный преемник пушкинских традиций» (Е.М. Гаршин) в русской поэзии 1840 – 1860-х гг., «один из образцовых, классических» (Н.Н. Страхов) поэтов к 1870-м гг.
Большая часть критико-литературных работ о Я.П. Полонском написана при его жизни: Н.Н. Страховым (1870), Н.К. Михайловским (1878), К.К. Арсеньевым (1885), Е.М. Гаршиным (1887), Л. Оболенским (1887), Н.М. Соколовым (1890), В.С. Соловьевым (1890, 1896), С. Весиным (1893) и др. Работы рубежа XIX – XX вв. являются, как правило, панегириками таланту почившего поэта (В.А. Гольцева, 1899; Д.Н. Михайлова, 1900; М.Г. Халанского, 1900; Л. Бельского, 1901; А.С. Кашпурева, 1901). Наиболее оригинальный характер носят очерки В.С.Соловьева (1898), Е.Ф.Будде (1899), Ф.А.Витберга (1899), содержащие указание на эволюцию художественного мировоззрения Полонского, преобразование его лирического героя, но в общем представляют общепринятую оценку образа «поэта-философа», наделенного «некоторой двойственностью» души (Ф.А. Витберг). Статьи о Полонском А.В. Дружинина (1855), Н.А. Некрасова (1855), Н.А. Добролюбова (1859), М.Е. Салтыкова-Щедрина (1869, 1871), Л.И. Поливанова (1891) и др. не претендуют на системный анализ его творчества, исключение составляют работы, посвященные определенному периоду литературной деятельности, сборнику произведений. Примечательно, что в статьях Б. Садовского (1906), А. Круковского (1909) наметился хронологический подход к изучению творчества Я.П. Полонского.
Восприятие современниками раннего Я.П. Полонского в эмоционально-психологическом плане почти идентично: «несомненный и оригинальный» талант в восприятии А.А. Фета, «необычайно одаренный лирик» для А.А. Григорьева и «человек с талантом» для Н.М. Языкова (1844). В.Г. Белинский («Русская литература в 1844 году») отмечал у Полонского наличие «чистого элемента поэзии», делающего «человека поэтом», при этом концептуально формирующее значение отводил творческой личности: «натура» поэта должна быть «выдающейся», всеохватывающей – «непосредственным источником» направления и идей поэта. А.В. Дружинин («Стихотворения Я.П. Полонского», 1855) связывает особенности поэзии Полонского со свойствами его личности: в произведениях его «большая часть его жизни».
Современная Полонскому критика рассматривала его поэзию в безусловном отношении к авторской личности; стихотворения закрепляли представление о «за-текстовой» личности поэта (Н.Н. Страхов, Д.Н. Михайлов), и вопрос о литературной личности Полонского в восприятии критики станет стержневым в докладе.