Ю.С. Белова

Екатерина ІІ – писатель-драматург

Екатерина II известна истории как правитель-философ. Осознавая возрастающую роль литературы в обществе, императрица решает использовать свои произведения как способ реализации правительственных директив. Центральное место в литературном наследии Екатерины II занимают ее драматические произведения. Именно театральные постановки достигают пика своей популярности во время правления Екатерины. Императрица всячески способствовала развитию придворного театра и увлечению общества драматическими произведениями. За историю своего правления императрица создала более тридцати театральных пьес. Однако до нас дошло 25 оконченных пьес, 7 отрывков из ее комедий, остальные произведения были утеряны. Из всех типов комедий, представленных в русской литературе того времени, Екатерина II выбирает наиболее ранний. Именно поэтому сюжеты ее пьес просты и однообразны, образы порой карикатурны, не многогранны и лишены развития. Не будучи великим литератором, Екатерина II строго следовала литературным тенденциям своего времени, поэтому в ее произведениях представлены основные литературные тенденции, сменившие друг друга в 1760-1790 гг.: классицизм, ранний сентиментализм и легкие оттенки предромантизма.

Идейно драматическое наследие Екатерины можно разделить на три условных цикла. Первый – это ранние комедии, бытового жанра. Для них характерна тема слухов, лежащая, как правило, в основе сюжета, а также тема домашнего воспитания и необходимости его реорганизации. Второй цикл пьес – это антимасонские комедии, направленные на обличение и искоренение масонского движения в империи. Наконец, третий цикл – это исторические пьесы, возникшие в большей степени из-за влияния У. Шекспира на творчество Екатерины.